Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы оптимизации технического обслуживания систем
железнодорожной автоматики с учетом затрат на их эксплуатацию и ущерба от отказов в них
на поездную работу. Проанализированы известные методы оптимизации технического обслуживания систем автоматики. Выявлена возможность получения минимума суммарной
интенсивности защитных отказов, включающей в себя интенсивность внезапных, постепенных и послепрофилактических отказов, за счет изменения периодичности выполнения работ.
Найден путь решения оптимизационной задачи по эксплуатационным расходам, когда учитываются затраты на плановые работы по техническому обслуживанию систем, расходы на восстановление работоспособности устройств и ущерб в поездной работе от отказов. Показано,
что использование такой оптимальной периодичности работ по техническому обслуживанию
повышает безопасность движения поездов за счет уменьшения влияния на нее послепрофилактических отказов. Учет временной избыточности позволяет ставить оптимизационные задачи
для определения рациональной степени сложности используемых устройств автоматического
контроля и диагностирования и степени сложности профилактических работ в зависимости
от загруженности поездами участка железной дороги. Оптимизация технического обслуживания систем по критериям безотказности требует задания величины коэффициента готовности
и использования метода неопределенных множителей Лагранжа или метода уравновешивания
чувствительностей. Задача оптимизации технического обслуживания систем по технико-экономическим критериям может быть решена при использовании методов линейного и динамического программирования.
Ключевые слова:
системы автоматики; техническое обслуживание; целевая функция; управляемые переменные;
ограничения; методы оптимизации; движение поездов; оптимальная периодичность выполнения работ; критерии безотказности; технико-экономические критерии