Аннотация:
В статье исследована концепция безопасности движения поездов, согласно которой безопасность обеспечивается иерархической, на базе комплексной локомотивной системы безопасности, системой с расширением функций, включающей данные спутниковых систем навигации ГЛОНАСС/GPS, а также электронные карты перегонов и путевого развития станций,
формируемых на основе единой координатной базы данных. Рассмотрены формирование
и техническая реализация уровней обеспечения безопасности.
Приведена классификация систем контроля и диагностирования подвижного состава. Проанализированы особенности построения и функционирования, достоинства и недостатки
систем контроля: стационарных и на ходу поезда; внешних и встроенных; ручного, автоматического и автоматизированного контроля.
Показано, что многоуровневая система безопасности включает как технические системы
автоматического и автоматизированного диагностирования подвижного состава на ходу поезда,
так и алгоритмы их функционирования. Сделан вывод о том, что система диагностирования подвижного состава работает в условиях существенного воздействия дестабилизирующих факторов.
Показаны взаимодействие подвижного состава как объекта контроля с данной системой
в составе многоуровневой системы безопасности, а также возможности текущего контроля
и прогноза состояния подвижного железнодорожного объекта. Для оценки ее состояния в реальном масштабе времени используется собственная встроенная система контроля.
Приведена обобщенная структурная схема системы с подробным анализом взаимодействующих устройств и с перечнем задач, решаемых каждым устройством в условиях воздействия
неблагоприятных факторов.
Ключевые слова:
декомпозиция, многоуровневая концепция безопасности, автоматические системы контроля,
подвижной состав, спутниковые технологии