ОСОБЕННОСТИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Аннотация:
История сертификации железнодорожной автоматики и телемеханики началась в 1990-е гг.
В это время в отрасли начали активно внедряться микроэлектронные и программируемые
технические средства ЖАТ, для которых достижение требуемого уровня безопасности было
не столь очевидно и требовалось обязательное подтверждение их соответствия заданным
требованиям безопасности. Одним из основных инструментов подтверждения соответствия
стала сертификация железнодорожной автоматики и телемеханики, законодательной основой
которой являлся закон СССР «О железнодорожном транспорте» (1991) и закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (1993).
Вначале сертификация проводилась по добровольной схеме подтверждения соответствия,
которой, в том числе, занимался созданный для этого на кафедре «Автоматика и телемеханика» ПГУПС орган по сертификации средств железнодорожной автоматики и телемеханики.
Начало обязательной сертификации положил закон РФ «О федеральном железнодорожном
транспорте» (1995), установивший обязательность сертификации технических средств и механизмов, поставляемых на железнодорожный транспорт. Для реализации данного закона
в 1997 г. МПС России был создан Регистр сертификации на федеральном железнодорожном
транспорте, согласно которому осуществлялась обязательная сертификация на соответствие
разработанным для этого «Нормам безопасности».
Традиционный подход к подтверждению соответствия требованиям безопасности железнодорожной автоматики и телемеханики в виде сертификации изменился после принятия
в 2011 г. Технических регламентов Таможенного союза в области безопасности железнодорожного транспорта.
Данная статья посвящена анализу особенностей подтверждения соответствия железнодорожной автоматики и телемеханики, появившихся после введения в действие указанных
Технических регламентов. Рассмотрены возможные, в соответствии с Техническими регламентами, отличные от устоявшейся практики формы подтверждения соответствия. Приведены
примеры различных устройств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики, подлежащих различным формам оценки соответствия. Проанализированы отличительные признаки
и знаки соответствия, характерные для каждой из форм подтверждения соответствия, а также изменения, произошедшие в организационной структуре, касающиеся организаций, уполномоченных на проведение работ по подтверждению соответствия требованиям Технических
регламентов Таможенного союза.
Ключевые слова:
железнодорожная автоматика и телемеханика; Технические регламенты Таможенного союза;
подтверждение соответствия; обязательная и добровольная сертификация; декларирование
соответствия; знаки подтверждения соответствия