Категория: Электронное моделирование

Авторы:

Логинова Л.Н. , Сеславина Е.А. , Сеславин А.И.

Аннотация:
Расписание движения поездов по линии Московского метрополитена в настоящее время составляется высококвалифицированными графистами из аппарата диспетчеров метрополитена. Созданное расписание действует в течение многих дней как закон для машинистов метрополитена и учитывает переменность пассажиропотока по дням недели и часам суток. В настоящее время готовое расписание представляет собой многостраничный первичный документ, который имеет дополнения в виде графика оборота поездов и графика поездных бригад, которые состоят иногда из одного машиниста, а иногда дополняются помощником. Кроме того, существует расписание и для оборачивающих бригад машинистов. Эти бригады всякий раз проводят порожние поезда в тупиках линий в тоннелях, в то время как основная бригада может дойти на конечной станции от конца поезда к его голове, а иногда и немного отдохнуть. Кроме оборачивающих бригад имеются и сменные бригады, которые обеспечивают возможность перерыва на обед и отдыха основным бригадам в их каждодневной работе. Таким образом, существует совокупность расписаний, главным звеном которого является расписание движения поездов. Ввиду трудностей с составлением расписаний, которые в настоящее время преодолеваются методом проб и ошибок, в большинстве случаев отсутствуют возможности для создания многих вариантов расписаний для возможности последующего отбора, наиболее подходящего из них. Такой отбор может быть осуществлен со следующими целями: минимизация расходов электроэнергии в течение дня, повышение устойчивости расписания к постоянно действующим за сутки возмущениям типа малых сбоев из-за большого наплыва пассажиров на станции или из-за небольших нарушений безопасности движения. Перечисленную совокупность проблем можно преодолевать в случае существования центрального управления всеми поездами линии метрополитена с помощью вычислительной техники. В работе предложена методика составления расписания для поездов метрополитена на основе математического аппарата, который обеспечивает конечный расчет графика движения с учетом всех требований и ограничений. Особенностью разработанной методики является ее пригодность для дальнейшей реализации в виде программного продукта.

Ключевые слова:
график движения поездов, метрополитен, математический аппарат, управление транспортными системами, ночная расстановка, равномерные интервалы, математическое моделирование, метод потенциалов, алгоритм Евклида


Скачать статью