Категория: Живучесть, надежность, безопасность

Авторы:

Сухих Н.Н. , Рукавишников В.Л. , Соколов О.А.

Аннотация:
Под человеческим фактором понимается совокупность нравственных, социальных, психологических, физических, профессиональных и других качеств человека, оказывающих влияние на результаты его деятельности. Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности полетов обусловлена тем, что в авиации все процессы по организации, обеспечению и выполнению полетов осуществляются людьми — авиационными специалистами различного профиля. Среди авиационных специалистов основное влияние на безопасность полетов оказывают действия авиационного персонала. К последнему относятся лица, принадлежащие к командно-летному, летному составу, диспетчерскому персоналу службы управления воздушным движением, инженерно-техническому, медицинскому персоналу, деятельность которых непосредственно направлена на выполнение воздушных перевозок. Очевидно, что влияние различных групп авиаперсонала на состояние безопасности полетов неодинаково и определяется степенью взаимодействия с процессом выполнения полетов. Из анализа тяжелых авиационных происшествий за пятилетний период следует, что основное влияние на их возникновение оказывают ошибочные действия экипажа (около 60 %). Этот факт находит естественное объяснение, так как именно летный состав осуществляет непосредственное управление полетом, и от правильности его действия в сложившейся ситуации зависит исход полета. В связи с этим проблема человеческого фактора именно для летного состава и прежде всего для пилотов имеет первостепенное значение. Реализация путей уменьшения вероятности авиационного происшествия возможна на борту самолета только при использовании электронно-вычислительной машины, вырабатывающей как управляющие воздействия, так и информационную подсказку экипажа. В конечном итоге это предполагает внедрение и эксплуатацию экипажем бортовой информационно-управляющей системы. В меньшей степени учтено и обобщено влияние человеческого фактора в организационно-технических и организационно-экономических системах гражданской авиации. Однако очевидно, что при возникновении сбойной ситуации в какой-либо службе принятие правильного решения пользователем возможно лишь при информационной поддержке его, которая может быть реализована в «наземной» информационно-управляющей системе. В статье рассматривается уменьшение негативного влияния человеческого фактора в гражданской авиации с помощью современных информационно-управляющих систем.

Ключевые слова:
человеческий фактор, информационно-управляющие системы, авиационные происшествия, бортовые информационно-управляющие системы, безопасность полетов, средствам информационной поддержки принятия решения, человек-оператор, объект управления, автоматизация процессов управления, автоматизированные системы управления, средства регистрации полетной информации, авиапредприятие, организационно-технические системы, организационно-экономические системы


Скачать статью