Аннотация:
В статье рассказывается о зарождении принципов сигнализации, их назначении и развитии с IV века до н. э. и до появления полноценного оптического телеграфа в XVIII столетии. Описаны исследования Клода Шаппа об особенностях человеческого зрения и обоснование выбора цветов для оптического телеграфа, которые (с небольшими изменениями, учитывающими развитие техники) используются в современных системах железнодорожной и автомобильной сигнализации. Представлен передающий аппарат и алфавит Клода Шаппа с документальными примерами его использования во Франции, указаны основные недостатки этого способа передачи данных. Далее приводится альтернативный принцип передачи данных с помощью одного крыла семафора в оптическом телеграфе, разработанном и в 1798 году внедренном между Мадридом и Кадисом (Испания) Августином Бетанкуром. Показаны схемы аппаратов оптического телеграфа Августина Бетанкура, дано их сравнение с механическими сигналами на железнодорожном транспорте. Со ссылками на исторические документы и свидетельства дается эволюция оптического телеграфа Августина Бетанкура от систем передачи данных между городами до систем обмена информацией между соседними постами и станциями, необходимых на первых этапах развития рельсового транспорта. Представлено развитие телеграфа от механических устройств поворотом на 45 градусов, извещавших о приближении поезда к посту, к полноценным сигналам для машинистов, которые положением крыла стали передавать информацию о необходимости остановки или о разрешении на проследование маршрута с максимальной либо ограниченной скоростью. В качестве переходного этапа от механических к электрическим сигналам на железнодорожном транспорте поясняется принцип работы семафоров с зажигаемыми в ночное время керосиновыми лампами со светофильтрами, механически связанными с положением крыла. На примере развития семафоров изложены исторические причины появления систем сигнализации, использующих комбинационные показания с двумя огнями. Статья открывает новую, не слишком известную ранее страницу деятельности первого ректора первого транспортного вуза России в качестве разработчика систем передачи данных с помощью оптического телеграфа, чьи изобретения пережили автора и в усовершенствованной благодаря развитию техники форме используются на железнодорожном транспорте в наши дни.
Ключевые слова:
Августин Бетанкур, восприятие цвета глазом, оптический телеграф, семафор, железнодорожная автоматика, оптическая передача данных между станциями, извещение о приближении поезда, первые механические сигналы для машинистов, керосиновые лампы для информации о положении крыла, второе крыло семафора, появление электричества, замена крыльев семафора электрическими лампами, светофор, переход на одну лампу в современных системах сигнализации