Аннотация:
В работе изложена информационно-технологическая концепция киберфизических систем, реализуемых на базе промышленного интернета вещей. Показано, что применительно к железнодорожным станциям такие системы способны обеспечить реализацию технологий управляемой самоорганизации функционирования технологических процессов и могут рассматриваться как варианты интеллектуальных самоуправляемых станционных систем. Выделены проблемы организации функционирования киберфизических систем по отношению к условиям станционной работы, а именно: неопределенность поведения подсистем работы станции, хаотичность избыточности их взаимосвязей, разнообразие функций управления и территориальная распределенность объектов. В этих условиях существенно ужесточаются требования к четкости выражения и упорядоченности физических и вычислительных процессов, формальному определению целей, пространственно-временных, технических, технологических и финансовых ограничений. Сделан вывод об актуализация проблем рациональной организации технологических процессов работы станций в случае перехода к промышленному интернету вещей. Особое внимание обращается на вопросы управления потерями при осуществлении технологических операций. Изложен подход к моделированию технологического процесса работы станции в рамках концепции киберфизических систем. В основе подхода лежит динамический альтернативный системный граф с управляемой структурой. Предложена структура технологических операций и механизм управления потерями в рамках подхода. Рассмотрены базовые динамические модели программного управления эксплуатационной работой станции, направленные на регулирование интенсивности станционной работы и продолжительности технологических операций. Отмечена важность сохранения накопленного в процессе управления станционными системами оценочного инструментария для организации экспертного сопровождения новых решений.
Ключевые слова:
Промышленный интернет вещей, киберфизические системы, железнодорожная станция, оптимизация эксплуатационных затрат, управление потерями