Аннотация:
Статья посвящена развитию систем мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры. Установлены особенности функционирования современных систем периодического
и непрерывного мониторинга. Показано, что следование современной концепции пороговой диагностики приводит к низкой эффективности функционирования систем мониторинга
и к определяющему влиянию на результаты диагностирования и прогнозирования «человеческого фактора». Развитие непрерывного мониторинга должно идти по пути интеллектуализации
обработки диагностической информации и интеграции систем непрерывного мониторинга
объектов инфраструктуры, обслуживаемых различными линейными подразделениями железных дорог. Прежде всего, изменения должны произойти на этапе концептуального представления о системах непрерывного мониторинга: должны быть сформулированы требования
и критерии фиксации событий отказа и предотказных состояний диагностируемых объектов
на основе интеллектуальной обработки данных. В статье сформулированы основные термины,
регламентирующие работу систем мониторинга, уточнено известное понятие предотказного
состояния. Подчеркивается наличие тесных рамок действующих инструкций по техническому
обслуживанию и создаваемых на их основе стандартов на разрабатываемые системы мониторинга с новыми принципами обработки данных. Учет обозначенных особенностей позволяет
на этапе разработки и конструирования системы мониторинга повысить ее эффективность
по сравнению с реализованными системами мониторинга на железных дорогах.