Аннотация:
Рассматривается подход к построению моделей управления транспортными системами,
функционирующими в реальном масштабе времени. Сложность построения указанных моделей определяется противоречием, которое заключается, с одной стороны, в необходимости использовать для получения обоснованных данных, необходимых для оптимального управления
восстановлением объектов железнодорожной сети, подвергшейся значительным разрушениям,
классических оптимизационных методов, которые для своей реализации при управлении
транспортными системами требуют значительного временнoго ресурса. С другой стороны,
использование таких математических методов приводит к потере оперативности получения
указанных данных, что препятствует эффективному управлению указанными транспортными
системами. Предлагаемый подход позволяет, при построении моделей управления транспортными системами, разрешить вышеуказанное противоречие, используя представленные
концептуальные принципы синтеза моделей управления, которые позволят гармонизировать
оперативность получения и обоснованность решения о восстановлении железнодорожной
сети, подвергшейся значительным разрушениям в результате чрезвычайной ситуации, и тем
самым реализовать принцип функционирования системы в реальном масштабе времени.
При разработке предлагаемых в статье принципов синтеза моделей управления организационными системами преследовалась цель – в полном объеме использовать их при создании
моделей управления транспортными системами, позволяющих осуществлять оптимальное
управление формированиями министерств и ведомств, включая железнодорожные войска РФ,
выполняющие задачу восстановления железнодорожной сети, подвергшейся значительным
разрушениям в результате чрезвычайной ситуации. В процессе разработки предлагаемых
в статье принципов синтеза моделей управления организационными системами решены задачи структурирования принципов, направленных на придание модели свойства осуществлять
оперативное формирование данных, используемых при выработке решения о восстановлении железнодорожной сети, подвергшейся значительным разрушениям в результате чрезвычайной
ситуации, и системотехнических принципов моделирования, определяющих характер подходов, позволяющих реализовать эффективные алгоритмы применения математических методов
в современной программной среде используемых в настоящее время средств вычислительной
техники. Результатом разработки концептуальных принципов синтеза моделей управления
организационными системами, функционирующими в реальном масштабе времени, явилась
полная система оперативных и системотехнических принципов, лежащих в основе создания
указанных моделей управления. Предлагаемый подход может представлять интерес для исследователей и разработчиков, занимающихся проблемами моделирования организационных
систем, функционирующих в реальном масштабе времени.
Ключевые слова:
чрезвычайная ситуация; восстановление железнодорожной сети; реальный масштаб времени;
принципы синтеза моделей управления